Главная > Вестник. Менеджмент > Выпуски журнала > Выпуск 2/2011

Выпуск 2/2011

Вестник Московского университета

Серия 24. МЕНЕДЖМЕНТ

Содержание выпуска 2/2011:

10 ЛЕТ КАЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ БИЗНЕСА МГУ

Виханский О.С.

ОБРАЩЕНИЕ ДЕКАНА


Vikhanskiy, O.S. 

MESSAGE FROM THE DEAN

A. M. Грязнова, А. П. Винник

АККРЕДИТАЦИЯ ШКОЛЫ БИЗНЕСА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ

Статья посвящена анализу процесса аккредитации как инструмента развития школы бизнеса на примере бакалавриата ВШБ МГУ. Рассматриваются этапы и требования аккредитации ЕРAS, а также вопросы обеспечения качества образовательного процесса в российском образовательном контексте. Отдельное внимание уделено выстраиванию системы взаимодействия между различными стейкхолдерами программы: студентами, преподавателями, работодателями и т.д.

Gryaznova, A. M., Winnik, А. Р.

BUSINESS SCHOOL ACCREDITATION AS A DRIVE FOR DEVELOPMENT

The article examines the role of external accreditation process as a business school development instrument. A bachelor degree program of Lomonosov Moscow State University Business School serves as a case study to demonstrate the steps and standards of EPAS accreditation, as well as quality assurance issues, which arise in the Russian educational environment. Specific attention is given to the development of a system of efficient relations among various stakeholders of an educational program: students, faculty, employers, etc.

В. М. Зубов

ГОСУДАРСТВО В БИЗНЕСЕ ИЛИ ГОСУДАРСТВО ДЛЯ БИЗНЕСА

В статье рассматривается вопрос об актуальных проблемах, предлагаемых школам бизнеса для включения в учебный курс по государственному управлению. В основе доводов автора лежит как богатый опыт в исследуемой области, так и конкретные факты выстраивания отношений между государством и бизнесом. Предложения автора по развитию учебного курса подобной направленности основываются на многочисленных примерах из практики государ-ственного регулирования экономики в России и за рубежом.

Zubov, V. М.
GOVERNMENT IN BUSINESS OR GOVERNMENT FOR BUSINESS (Ideology of the Business School Course)

The article raises the question of topical problems to be considered by the business school teachers for the course in government regulation of value creating processes. The perspective introduced in the article is based on the author's rich work experience and concrete facts of interaction between government and business. Author's proposals for the development of this course are based on numerous examples of the approaches to government regulation in Russia and abroad.

О. Н. Бекбулатов

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Данная статья посвящена методологии концепции Организационное развитие, OP (Organization Development, OD), представленной как широкий спектр идей и практических методов в области управления изменениями в организации. Понятие ÓP представлено как стратегия вмешательства для осуществления плановых изменений, использующая групповые процессы и ориентированная на культуру организации в целом. Рассмотрены исторические корни, отличительные характеристики и основополагающие предположения ОР. Приведена общая схема ОР на основе модели трансформационных изменений. Также уделено внимание учебному курсу Управление изменениями, который включает в себя как составную часть Организационное развитие.

Bekbulatov, О. N.

ORGANIZATION DEVELOPMENT COURSE: CONCEPT AND PRACTICE

The article presents the methodology of Organization Development — OD as a wide range of ideas and practical methods in the field of change management. The concept of OD is considered as a strategy of intervention for realization of the planned changes, using group processes and focused on culture of the organization as a whole. Historical roots, distinctive characteristics and basic assumptions of OD are discussed. The general scheme of OD concept based on the transformation change model is presented. Finally, the educational aspects of the course Change Management, which includes OD as a part of this, are considered.


А. М. Зобов

МАТРИЦА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА (учебные курсы «Стратегический менеджмент» и «Маркетинг»)

В статье описывается опыт и размышления автора о формировании и преподавании учебных курсов в области стратегического менеджмента и маркетинга для программ школ бизнеса и, в частности, программы магистратуры и программы МВА ВШБ МГУ. Рассматриваются особенности содержания и методики обучения для основных производных курсов. Даются рекомендации по использованию учебной литературы, метода конкретных ситуаций-кейсов и групповой работы/проектов в обучении студентов.

Zobov, А. М.

STRATEGIC PARTNERSHIP MATRIX (strategic management and marketing courses)

The article describes author's experience and thoughts on MS and MBA strategic management and marketing courses design and teaching at Lomonosov Moscow State University Business School. Content and teaching technologies for core and supplement courses are considered. Author makes recommendations for the use of textbooks, readings, cases, group projects in classes.


А. И. Наумов, И. А. Петровская

МЕНЕДЖМЕНТ В ПРОГРАММАХ ШКОЛ БИЗНЕСА

В статье рассматриваются различные подходы к преподаванию менеджмента в программах школ бизнеса. Описывается происхождение термина «менеджмент». Представлена концепция менеджмента, объект и предмет его изучения. Дается понимание того, чтб предполагает изучение менеджмента в учебных программах вузов. Показана эволюция и развитие менеджмента как учебной дисциплины. Объясняются современные технологии обучения менеджменту в программах бакалавриата, магистратуры и МВА, в том числе в ВШБ МГУ им. М. В. Ломоносова.

Naumov, A. I., Petrovskaya, I. А.

MANAGEMENT IN BUSINESS SCHOOL PROGRAMS

The article describes different approaches to teaching management course in less school programs. Origins of the term of management is analyzed. Management is presented as concept including its object and subject. Authors explain understanding of management course content and its development in the aess schools. Up-to-date teaching technologies for BA, MS and MBA programs feviewed using example of Lomonosov Moscow State University Business.

В. Г. Бунина

ОТ ПРЕПОДАВАНИЯ КРОСС-КУЛЬТУРНОСТИ К КРОСС-КУЛЬТУРНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ

В статье рассматриваются вопросы содержания и методики обучения кросс-культурному менеджменту студентов экономических вузов и университетских школ бизнеса в рамках программ магистратуры и программ МВА. Автор дает свое представление об истории формирования и развития исследований и учебных дисциплин в области кросс-культурного менеджмента. На примере учебного курса программ ВШБ МГУ им. М. В. Ломоносова излагается методика преподавания и особенности обучения кросс-культурному менеджменту. Предлагаются новые учебные технологии, включая интернет-технологии, способствующие более глубокому изучению и пониманию поведения представителей других культур.

Bunina, V. G.

FROM TEACHING CULTURAL DIVERSITY TO CROSS-CULTURAL TEACHING

The article reviews content and teaching technologies for cross-cultural management courses at business schools’ MS and MBA programs. Author presents its vision on historical formation and development of cross-cultural studies and teaching courses. Using example of Lomonosov Moscow State University Business School’s course the author discovers methodological specific and Internet technologies in learning of cross-cultural behavior.

Бизнес-менеджмент сегодня

Акио Кавато

НОВЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ЯПОНСКИХ КОМПАНИЙ. ОНИ НЕ УМЕРЛИ

В статье, подготовленной по стенограмме выступления автора в Высшей школе бизнеса МГУ 29 июня 2011 г., рассматриваются новые бизнес-модели и стратегии японских компаний в современных условиях интернационализации производства и глобализации рынков. Подробно освещаются вопросы того, как японские компании справляются с вызовами внешнего окружения: конкуренция со стороны других азиатских стран; укрупнение размеров компаний; получение выгоды от посредничества в торговле; изменения в структуре и кадровой политике компаний; переориентация профиля бизнеса; выход на рынки потребителей с низким уровнем доходов и узкоспециализированные сегменты рынка высоких технологий; участие в инфраструктурном бизнесе за рубежом. Также отмечаются слабые стороны японских компаний.


Akio Kawato

NEW BUSINESS MODELS OF JAPANESE COMPANIES. THEY ARE NOT DEAD

The article is based on the transcript of author’s speech held at Lomonosov Moscow State University Business School on June 29, 2011. Author describes in details the new business models and strategies for the Japanese companies in today’s globalized economy, both in production and sales: competition and collaboration with other Asian countries; enlargement of the size of the companies; getting margin from trade mediation; companies’ structure and personnel policy changes; reorientation of business profile; entering bottom-of-the-pyramid markets and the highly specialized high-tech market segments; overseas infrastructure development. Author also considers some weaknesses of the Japanese companies.

Е. С. Иванов

КОНСОЛИДАЦИЯ БИЗНЕСА КОМПАНИЙ В ОБЛАСТИ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА (на примере НАНОИНДУСТРИИ)

В статье рассматриваются современные теории и практики консолидации бизнеса высокотехнологичных компаний. Особое внимание уделено проблемам стратегического развития российской национальной сети нанотехноло- гий (ННС). Сформулированы предложения по дальнейшему развитию отечественных высокотехнологичных отраслей промышленности в условиях экономической нестабильности. Статья может представлять интерес для руководителей предприятий, специалистов и консультантов в области стратегического и инновационного менеджмента.

Ivanov, Е. S.

HIGH-TECH COMPANIES’ BUSINESS CONSOLIDATION: THEORY AND PRACTICE (NANOINDUSTRY case)

The article reviews modern theory and practice of high-tech companies’ busi-ness consolidation. Special attention is given to problems of strategic development for the national nanotechnology network in Russia. Author makes proposals for further development of national high-tech industries taking into account current unstable economic conditions. The article would be interesting to enterprise managers, professionals and management consultants in the field of innovation management.

А. П. Тяпухин

ЛОГИСТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК: АВТОРСКИЙ ВЗГЛЯД

Целью статьи является критический анализ определений понятия логистика и управление цепями поставок по версии зарубежных специалистов и обоснование авторских определений данных понятий. По версии автора, логистика как концепция управления предприятиями включает в себя управление цепями поставок и управление ценностью. Авторские определения понятий логистика и управление цепями поставок основано на развитии внутренних переменных организации и компонентов маркетинга 4P.


Tyapukhin, А. Р.

LOGISTICS AND SUPPLY CHAIN MANAGEMENT: AUTHOR’S VIEW

Article purpose is the critical analysis of concepts definitions Logistics and Supply Chain Management in versions of foreign experts and a creation of author’s definitions of these concepts. Author’s view is that logistics in terms of enterprises management includes Supply Chain Management and Value Management. Author’s definitions of concepts Logistics and Supply Chain Management are based on development the variables for organization and marketing 4P components.


А. А. Урусова

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА КРОСС-КУЛЬТУРНОСТЬ В БИЗНЕСЕ

В обзорной статье приводится информация о  9-й конференции Европейского института исследований в области менеджмента, посвященной вопросам международной стратегии и кросс-культурного менеджмента и проведенной в Высшей школе бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова. Дается обзор докладов на секционных заседаниях и результатов дискуссии по ним.

Urusova, А. А.

ACADEMIC VIEW ON CROSS-CULTURAL BUSINESS

The article presents information from the 9th European Institute for Advanced Studies in Management Workshop on International Strategy and Cross-Cultural Management hosted by Lomonosov Moscow State University Business School. Author makes short review of participants’ reports presented during section’s discussions.


Бизнес-образование


В. Н. Корнев, Е. Ю. Грозина

КОРПОРАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОАО ИРКУТСКЭНЕРГО: ОТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПАНИИ

В данной статье на примере одной из крупнейших энергетических компаний Сибири сделана попытка систематизировать опыт создания корпоративных программ обучения и развития персонала. В статье освещены основные акценты и реальные примеры практики создания, реализации и оценки эффективности корпоративных программ обучения и развития различных уровней и категорий персонала, начиная с молодых специалистов, не так давно пришедших в компанию, до руководителей, которые уже имеют продолжительный опыт работы.

Kornev, V. N.f Grozina, Е. Y.

THE IRKUTSKENERGO’S CORPORATE DEVELOPMENT PROGRAMS: FROM DEVELOPMENT OF PERSON TO THE COMPANY’S HIGHER EFFICIENCY

This article presents the system’s approach for design and implementation of corporate training and personnel development programs in the largest electric power company in Siberia. The basic accents and real examples from the practice of creation, realization and an estimation of efficiency of corporate programs of training and development of various levels and personnel categories are mentioned in the article, starting from the young specialists who have joined the company not so long ago, to the experienced managers of the company.

Г. Е. Гурова

БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ИТОГИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ (круглый стол, проведенный ВШБ МГУ в РИА «Новости»)

В статье излагается содержание дискуссии, состоявшейся в рамках круглого стола на тему «Бизнес-образование в России: итоги десятилетия», организованного ВШБ МГУ им. М. В. Ломоносова в РИА «Новости» с участием ведущих экспертов в данной области.

Gurova, G. Е.

BUSINESS EDUCATION IN RUSSIA: DECADE’S OUTCOME (Round Table by Lomonosov Moscow State University Business School at «RIA Novosti»)

The review describes the round table discussion on «Business education in Russia: decade’s outcome» organized by Lomonosov Moscow State University Business School at the news agejicy RIA Novosti for leading experts in this field.

Выпуск 1/2009

Выпуск 1/2010

Выпуск 2/2010

Выпуск 1/2011


Версия для печати

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

Россия, 119234, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 52, тел.: + 7 (495) 939-2202, факс: + 7 (495) 939-2250, e-mail: mail@mgubs.ru

Copyright © 2003-2016 Высшая школа бизнеса МГУ имени М.В.Ломоносова.Правила использования и конфиденциальность.
Cделано в TMU Consulting.

Rambler's Top100 Rambler's Top100